Исполнители /

William Clarke

Вильям Кларк родился 29 марта 1951 г. в Инглвуде, штат Калифорния, и пришел к блюзу в 60-е годы довольно необычным путем - слушая версии блюзовых стандартов в исполнении таких групп как Rolling Stones. Хотя он немного играл на гитаре и ударных, в 1967 году Кларк переключился на гармонику. Он говорил, что в начале на него очень сильно повлияли Big Walter Horton, James Cotton, Junior Wells и Sonny Boy Williamson II. Позже, в середине 1968 года, Кларк начал слушать джазовых органистов, таких как Jack McDuff, Jimmy McGriff, Shirley Scott и Richard “Groove” Holmes. “Это имело огромное влияние на мою манеру игры” - говорил Кларк. “Вместе с джазовыми саксофонистами Eddie Lockjaw Davis, Gene Ammons, Lyne Hope и Willis Jackson, прослушивание и впитывание мелодических линий (grooves) органных трио с ведущим тенор-саксофоном в течение длительного времени возымело сильное влияние на мой выбор музыкального направления. В своем стиле я объединил суть подхода и звучания классических чикагских гармонистов со свингующими и чрезвычайно ритмичными линиями органных трио, а уже к этому я добавил свои личные идеи и стиль, вот так получился “звук Вильяма Кларка”.

В середине 1969 года Кларк проводил массу времени в клубах лос-анжелесского гетто - в Южно-Центральном Лос Анжелесе. Там он познакомился с T-Bone Walker, Pee Wee Crayton, Shakey Jake Harris, Big Joe Turner, Ironing Board Sam, J.D. Nicholson и George “Harmonica” Smith, который впоследствии в наибольшей степени повлиял на Кларка в том, что касается хроматической гармоники. Кларк отправлялся в какой-нибудь клуб, оставаясь там до закрытия в 2 часа ночи, перемещался в after-hours клуб, работавший до 6 утра, а затем отправлялся на джем-сейшн, который мог продолжаться до 11-ти. И после этого выдерживал рабочий день! Кларк провел 20 лет работая машинистом будучи примерным семьянином до того момента, как он начал свою блюзовую карьеру.

После Кларк начал больше слушать George “Harmonica” Smith - ветерана группы Мадди Уотерса. Кларк говорил: “Для меня George был чем-то большим, чем моя жизнь.Я всегда боялся начать с ним разговор, но не потому, что Смит был слишком важным, а потому что я представлял его себе “богом гармоники”. Но где-то в 1977 они подружились и стали выступать вместе. Они продолжали совместно работать вплоть до смерти Смита в 1983 году. Кларк был протеже Джорджа Смита, который стал крестным отцом его сына Вилли. Он говорил: “Джордж и я были очень близкими друзьями, и во многих вещах он был мне как отец”.

Кларк записал множество альбомов до того, как выпустил первый компакт диск. Это Hittin’ Heavy (Good Time, 1978), Blues from Los Angeles (1980), Can’t You Hear Me Calling (Watch Dog, 1983), Tip of the Top (Satch, 1987 - номинирован на награду Хэнди) и Rockin’ the Boat (Riviera, 1988). Хэнди он получил в 1991 году за лучшую блюзовую песню года “Must Be Jelly”, и при этом был номинирован в 6 категориях.

В начале - середине 90х Кларк записал серию альбомов для Аллигатора, и все из них заслуживают прослушивания. На мой взгляд, истинное наследие Вильяма Кларка можно найти на первых двух аллигаторовских альбомах Blowin’ Like Hell и Serious Intentions. Blowin’ Like Hell, в особенности, - это один из тех классических альбомов, который должен иметь в коллекции каждый.

Кларк написал большинство исполняемых им песен, и многие из них - настоящие “ловцы человеческих (д)уш” (ear-catchers). Он вышел родом из рабочего класса, и такие замечательные песни, как “Gambling for my Bread” и “Pawnshop Bound” - просто о деньгах.

Как и множество других великих от блюза до него, Вильям Кларк играл, как и жил сурово. Он и его группа много путешествовала на автомобиле, перемещаясь между западным побережьем и средним западом в бесконечном пути, состоящем из остановок на одну ночь в дешевых отелях, коротких концертов, перекусывая на ходу и чересчур обильно запивая. Вильям Кларк умер на операционном столе в городе Фресно, Калифорния 2-го ноября 1996 года. Ему было всего 45 лет. Его очень не хватает в мире блюза.

Вильям Кларк (вместе с Big Walter Horton и Paul Butterfield) имел практически безукоризненное чувство того, какие ноты играть. Сейчас есть много исполнителей (белых и черных), кто в основном играет воспроизводя то, что записано на пластинках великих чикагских музыкантов. Ничего плохого в этом нет, но и ничего нового - тоже. Кларк был оригинальным. Слушая его музыку множество раз, я смог почувствовать, что в ней есть первоклассная вещь - продолжение и развитие классических традиций чикагской усиленной гармоники в современности. Просто послушайте пару первых аллигаторовских альбомов - они все есть на CD.
Источник: last.fm