Исполнители /

Паперный Т.А..М...

Алексей Паперный родился в Москве, в творческой московской семье. Был нормальным, тихим и очень домашним ребенком. В 9 лет мама решила отдать его в театральную школу своего приятеля Олега Кузнецова.

Олег Кузнецов – бывший артист Таганки и талантливый человек, набирал студию юных актеров. Он был открытым и свободомыслящим, и своих учеников учил внутреннему раскрепощению, учил импровизировать.

Несколько лет спустя, когда Паперный уже закончил школу, студию передали Олегу Табакову, который отчислил юного Алексея из студии, решив, что он не подходит для театра. Сейчас Паперный даже благодарен ему за это решение, ведь ничего не может быть ужаснее, чем быть привязанным к одному месту и из года в год играть одну и ту же роль. Он начал свои скитания по театральным площадкам и в итоге попал в студию к Марку Розовскому, где и родился «Твербуль».


Твербуль» - прекрасный и трогательный спектакль о жизни Тверского бульвара. Это был спектакль-мюзикл, там практически не было слов, но были чувства и эмоции: сидит человек на скамейке, а мимо него идет жизнь. Он был создан без всяких драматургических законов, но при этом имел собственную логику и гармонию.

«Твербуль» не был принят театром Розовского; к тому моменту антагонизм между ним и молодой азартной командой, сделавшей «Твербуль», вырос настолько, что отщепенцам пришлось покинуть театр. Артисты стали колесить по миру и показывать свой спектакль где придется. Постепенно он приобрел оглушительную славу. Где его только не катали на протяжении 6 лет - в Америке, Германии, Франции, Финляндии; на какие театральные фестивали их только не приглашали! Труппа не рассчитывала на такой ажиотаж. Как теперь вспоминает Паперный, «все просто ошалели от такого успеха, от прессы, от шумихи; это был перебор, ведь это всего лишь маленький спектакль».

Когда артисты были в Америке, один продюсер предложил им контракт на год, что считается там высшей степенью признания, однако музыканты отказались – нужно было играть 7 дней в неделю. Алексей заявляет: «Не знаю как все остальные, а я не очень люблю много работать, мне не нравится когда концерты или работа в театре становятся неизбежностью». Тем не менее, легко и играючи, он поставил еще несколько спектаклей, находил время для музыкальных выступлений и имел отношение к открытию нескольких клубов. Первой ласточкой стал культовый клуб начала 90-х «Белый таракан».

«Белый таракан» Паперный создал вместе со своей мамой Ириной Борисовной. Это было совершенно уникальное место. Пара комнат в состоянии творческого беспорядка, маленькая сцена и богемная обстановка привлекали огромное множество самых разных людей. Возможно, сказался характерный временной период, когда люди не были избалованы многообразием клубной культуры. Творческий андеграунд собирался на кухнях, в квартирах, и «Белый таракан» вобрал в себя самое лучшее от домашних концертов и сборищ. За соседними столами могли сидеть новоявленные бизнесмены, бедные студенты, бандиты и арт-богема. Как вспоминает Алексей, тогда даже не было особых претензий к кухне. «Мы просто покупали в магазине обыкновенные сосиски, разогревали их в микроволновой печи, и все их с удовольствием ели, и бизнесмены, и художники. Просто время было такое, никто особо не заморачивался».

Когда эпоха «Белого таракана» закончилась, открылись "Максим Максимыч", "Бедные люди", "Кризис жанра". Кстати, группа «Паперный Т.А.М.» была образована специально к открытию «Кризиса», и музыканты играли на его сцене в течение месяца.

На сегодняшний момент главное детище Паперного, организованное в форме клуба – это «Китайский летчик Джао Да». Джао Да – загадочный персонаж, который не знает границ – ни географических, ни музыкальных. Его философия проста – главное, это свобода перемещения в пространстве. Поэтому на сцене «Летчика» можно увидеть самых необычных музыкантов со всех континентов, услышать и тувинское горловое пение, и ямайскую музыку, и французских панков-шансонье - все, чем живет и дышит музыкант и промоутер Алексей Паперный.

Алексей Паперный организует свое душевное пространство не только посредством спектаклей и клубов. Несмотря на то, что он классически витает в облаках, как и подобает живущему своим внутренним миром артисту, он – отличный, деятельный организатор, приложивший руку к самым интересным событиям, которые проходили в свое время в Москве – приезд Эмира Кустурицы, группы Skatalites, Ману Чао, «Фестиваль уличных музыкантов» в стенах «Китайского летчика», Международный Фестиваль уличной музыки на Болотной площади. Последний был организован под впечатлением от полунинского театрального карнавала в Эрмитаже (собственно, музыкальной частью карнавала занимался также Паперный). «Мы хотели создать слегка театрализованное народное гуляние и хотели, чтобы вокруг играла нетрадиционная, необычная музыка. У нас образовался круг совершенно безумных артистов – и на пилах играли, и сумасшедшие гитаристы, и латиноамериканцы…» Количество пришедших на фестиваль превзошло самые нескромные ожидания. Рассчитывали на 4-5 тысяч человек за три дня, а получилось около тридцати тысяч. Такой успех вполне закономерен, считает Паперный. «Мне кажется, сейчас начался процесс, и смею надеяться, не без нашего участия, когда людей заинтересовала культура… ну, не такая кастрированная, не только узконаправленная, радийная, форматная. Хорошо, что есть такие странные и разные музыканты, играющие самобытную, своеобразную музыку. И интерес к этому – огромный».

Уличная музыка для Паперного – это вовсе не стиль и не жанр. Это музыка, обработанная атмосферой определенного города, места, которое формирует эту культуру. Улица обтесывает музыкантов. Здесь нет продюсеров и контрактов, и напрямую от того, как хорошо играет музыкант, зависит состояние его кармана. Уличные музыканты сами определяют вкусы публики и не стесняются играть на потребу этих вкусов. Но парадокс уличной музыки заключается в том, что именно здесь появляется все самое свежее и новое, самое необычное и интересное. И нередко бывает, что рожденное на улице направление быстро становится золотой жилой.

Музыка самого Паперного и его группы «Паперный Т.А.М.» не поддается никаким классификациям. «Ну как можно определить стиль, в котором плавает рыба или летает птица?!» - недоумевает Алексей. Но, как мы выясняем, эти классификации вовсе не нужны. «Сейчас такое время, когда уже нет такой глупой идеи разделить всех музыкантов по разным клеткам, в этом смысле стало больше свободы». Правда, подумав, он все-таки находит определение тому, что делает на музыкальном поприще. Это называется просто и лаконично – песня. Паперный пишет песни - хорошие, красивые, трогательные. «Многие современные музыканты - они же не песни поют, они играют музыку, а такого понятия как «песня» сейчас практически нет. Хочется, чтобы после меня остались не аранжировки, а хорошие песни, которые люди могли бы петь».

Паперный за свою творческую биографию уже выпустил несколько альбомов. Они столь же красивы и трогательны, но по ощущениям самого музыканта «более раздерганные», поскольку это был поиск себя в музыке. «Были периоды, когда я метался, хотел современным быть, искал «формат». Но теперь я понимаю, что это была такая глупость! Главное – это быть с собой в ладу, тогда и другим понравится».

Нынешний альбом «Удивительные приключения» - ни что иное как саундтрек к одноименной сказке. Необыкновенные истории о кучерявом мальчике Берти, о матросе Козихине, который заснул за штурвалом, за что был выгнан с корабля и стал путешествовать в поисках воды, о девочке Пеппи, которая была такая сильная, что могла взять в охапку шайку разбойников и бросить в вентилятор, чтобы они улетели прочь, о мужичке Савельиче, который за денежку дает лицензию на ловлю комаров. Героями его песен становятся уже знакомые нам персонажи – летчик Джао Да и сэр Джон Кукер. Музыка – ироничная и серьезная, смешная и трогательная. Сам Паперный считает, что этот альбом гораздо более выдержанный и цельный, чем предыдущие.

Альбом был записан очень быстро, в «теплой и человеческой обстановке». Вообще, Паперный не большой любитель студийной работы. «Это всегда пафос; при записи музыканты всегда чувствуют некую серьезность момента. Когда мы записывали предыдущие альбомы, мы устали бороться с работниками студии и звукорежиссерами. Звукорежиссер почему-то изначально гений, и ему видней, как должна звучать музыка». В итоге предыдущие альбомы получились такими, как будто их и придумал тот самый звукорежиссер - из них исчезла вся волшебность и красочность. Когда записывались «Удивительные приключения», музыканты решили, что не нужно никого слушать и вели себя по отношению к общепринятым законом записи достаточно бессовестно. Потому-то альбом и сохранил неповторимое звучание и необыкновенную ауру.

Алексей Паперный очень похож на одного своего героя – летчика Джао Да. Он тоже увидел весь мир, и у него нет желания его переделать. Он просто свободен и получает от жизни удовольствие.



Группа «Паперный ТАМ» - пример удачной борьбы с собственной репутацией. Было: интеллигентный домашний коллектив, иногда выступающий в уютном московском клубе. Стало: группа, за одну песню побеждающая привередливую публику «Крыльев», Горбушки и ЦДХ. Две этих ипостаси ничуть не противоречат друг другу: музыкант, артист и промоутер Алексей Паперный любое место может превратить в свой дом. В его песнях - сливки реггей, латино, сдержанной цыганщины и музыки из советских кинофильмов. Паперный стал чем-то вроде "нашего Ману Чао" - сочиняет сказки для детей (с песнями, конечно), устраивает в Москве большие уличные фестивали. Но не это главное. Когда поет Паперный, хочется зажмуриться: кажется, что на сцене встает солнце.


Несмотря на то, что нынешний состав группы «Паперный Т.А..М…» сложился 8 лет назад, историю группы следует рассматривать с 1989 года. Именно тогда актер театра-студии «У Никитских ворот» Алексей Паперный (кстати, потомок знаменитого российского литератора) и создал «Товарищество Актеров и Музыкантов» (ТАМ). Отделившись небольшой труппой от вышеупомянутого театра, молодые актеры под управлением Алексея поставили странное театральное действие «Твербуль», впоследствии получившее первый приз на Театральном Фестивале в Эдинбурге (1990). «Эта превосходная молодая группа из Москвы информирует нас о том, что в их истории нет сюжета, если не считать сюжетом страну, в которой они живут и воздух, которым они дышат…»(Англия, Эдинбург, «Скотмэн», 15 августа 1990).
Далее последовали призы на фестивалях в Ирландии и США (1991), шумный успех в Нью-Йорке и Париже (1992), гастроли в Голландии, Швеции и Австрии. «…Твербуль – коллаж заразительных сцен, образов, грез и прекрасных гипнотических песен» (Нью-Йорк Таймс, 6 июля 1991) «Сама музыка – лучшая часть спектакля. Алексей Паперный, автор, композитор и исполнитель, помимо его разнообразных талантов, обладает таким загадочным талантом неподдельности, которую мы не видели со времен яппи, предшественников хиппи» (Нью-Йорк, Дейли Ньюз, 15 июля 1991).
С тех пор состав, и, как следствие, стиль группы, сильно изменились. От баллад с виолончелью в стиле «декаданс» коллектив уходит в «кабацкие» плясовые с аккордеоном, а потом и вовсе в жаркие танцевальные ритмы «латины» с расширенной перкуссией. Неизменным остался лишь сам Паперный – харизматичный певец с гитарой, искренний поэт и композитор-космополит. Немаловажым фактором в творческом развитии коллектива, и самого Паперного в частности, явился созданный Алексеем клуб «Китайский Летчик Джао Да». Удивительное место с необычайно творческой атмосферой и является той музыкальной средой, откуда черпают вдохновение музыканты группы. Спонтанные джемы с музыкантами Сезарии Эворы, The Skatalites , Ману Чао и многих других коллективов, появлявшихся в этом камерном клубе, научили Паперного и компанию быть открытыми к разным музыкальным культурам. Театральные же амбиции Паперного и по сей день удовлетворяются в музыкально-театральных постановках в стенах родного заведения.
«По жанру - городской романс в интерпретации слегка опустившегося интеллигента, знающего толк в мировой музыке.»(Комсомольская правда, 27 января 2003)
Четко сформулировать стиль группы до сих пор не может никто, поэтому для краткости его принято называть «альтернативным шансоном». В 2002 году группа «Паперный Т.А..М…» подписала контракт с лейблом «Снегири», выпускающим серию альбомов с подзаголовком «шансон с человеческим лицом». С этого момента коллектив переходит из разряда «домашнего семейного театра» в общественно значимую единицу современной российской музыки. Выступления на Международном open-air Фестивале «Улица Pilsner Urquell» у стен Кремля, крупнейшем российском рок-фестивале «Крылья» на аэродроме Тушино в 2003 и а «Лужниках в 2004 г., на фестивале «ТАНЦЫ» в Саду Эрмитаж в августе 2005 г. и «East-West Festival’е» во французском городе Ди только подтвердили большие возможности группы, в течение нескольких лет выступавшей исключительно в «Китайском Летчике».
До настоящего момента в арсенале группы имелось 4 альбома: «Любимая», «Скажи легко», «Удивительные приключения» и «Танцы». Последняя пластинка под названием «Танцы» вышла в свет 15 мая 2004. Отпраздновать это радостное событие группа решила сольным концертом в ДК «Горбунова» 27 мая. Концерт прошел очень удачно. «Горбушка» на 1,5 часа превратилась в настоящую танцевальную площадку: задорные песни Паперного заставили зрителей пуститься в пляс, а декорированная разноцветными лампочками сцена полностью меняла обычную для Горбушки роково-мрачноватую атмосферу.

И вот сейчас, после трех лет молчания, к большой радости нетерпеливых поклонников и просто ценителей хорошей музыки, Алексей Паперный и группа «Т.А.М.» с трепетом представляют свой новый альбом «Весна».
10 февраля 2008 года в клубе «Б2» заявлен концерт–презентация альбома «Весна».
Пластинка родилась поистине удивительным образом, поскольку в самый последний момент музыканты отказались от уже готовых результатов почти всех студийных сессий – «не то» - и рискнули пойти на большой эксперимент. Собрали инструменты, арендовали у коллег необходимую аппаратуру, выехали всем «табором» на дачу к Паперному в Баковку и полностью отключили средства связи с внешним миром.
В процессе работы никто не заметил, как один из финальных дней прошлого года плавно перетек в ночь, а затем и в утро – и вот: взволнованный Паперный отдает в выпускающую компанию свежеиспеченный «мастер».
Сразу же заметное при первом прослушивании достоинство нового альбома – полный эффект присутствия. Получилась не работа в лабораторных условиях, избавленная от всех шероховатостей, а одна большая эмоциональная история - трепетная, пульсирующая и захватывающая. Родилась почти настоящая пьеса - пусть раздробленная на акты, но в их живой связи являющая одну главную идею, произведение с сюжетом, вовсе не выдуманным.
Следующим большим плюсом данного альбома является его «немодность» в хорошем смысле слова. Благодаря минимализму и простоте использованных музыкальных средств человеку непосвященному очень сложно угадать дату записи альбома: диск мог появиться и в 2008, и с тем же успехом - в 1908 (если бы тогда компакт-диски были бы уже в ходу). Местами частушечно-подобное, местами вальсирующие на три четверти, местами протяжно-надрывное – все это как будто очень хорошо знакомо и сразу же узнаваемо людьми нашей ментальности. Мало того, что узнаваемо - оно принимается без вопросов, как данность. Ведь технологии меняются, но наша суть и наше истинное мироощущение остается неизменным.
Пытаясь охарактеризовать свою новую работу, Паперный старательно подыскивает правильные слова: «Задача была не удивить кого-то, а, скорее, удивить самого себя. Ведь все настоящее рождается помимо твоей воли. Мне хочется петь только о том, что я не могу назвать, сформулировать и тем более понять. Мне хотелось, чтобы песни звучали так, как они родились, чтобы там не появились «красоты», «усилители вкуса» и консерванты, которые почти всегда уводят от правды. Лучше не произвести эффекта, чем наврать с три короба. Мы хотели живого исполнения, целый год писались на разных студиях, а потом поехали в Баковку и просто всё разом сыграли и спели. Получилось то, что получилось 19 декабря 2007 года».
12 треков объединены под названием «Весна». Что интересно, изменяя своей давней традиции исполнять на концертах новые вещи, этот материал в полном объеме Паперный пока еще не показал никому. И правильно – невероятно целостно воспринимается эта его «Весна». «Мне очень нравится это название, – делится музыкант. - Понятно, что песен, альбомов, книг с таким названием тысячи. Эта Весна – когда ниоткуда, без всяких причин, среди холода и темноты вдруг становится легко, «как будто жизнь начнётся снова…».

Нынешний состав является товариществом музыкантов совершенно разных музыкальных пристрастий и традиций:

- Алексей Паперный (вокал, гитара) – является автором всех песен группы «Паперный ТАМ»; Алексей - автор, режиссер и сценарист множества уникальных спектаклей, поставленных за последние 7 лет в «Китайском Летчике»: «Гастарбайтеры», «Река», «Пустыня» и д.р. Также Паперный выступил в роли композитора, написав более 20 инструментальных треков к сериалу «Золотогй теленок».

- Юрий Костенко (кларнет и саксофон), - музыкант с классическим образованием (Российская Академия Музыки им. Гнесиных), самый «старый» участник группы, выступающий с Алексеем Паперным с 1989 года! На сегодняшний день Юрий один из самых востребованных клубный саксофонист. Выразительная игра, виртуозная импровизация и полное органичное слияние с DJ-сетом, делают его выступления эксклюзивной авторской работой.

- Владимир Гочуа (бас-гитара), - участник первой российской рэгги-группы «Джа Дивижн», а также лидер собственного коллектива «Середина неба». Пишет прекрасные стихи.

- Даниил «Ленц» Ленци (перкуссия), - бывший участник нескольких ска-банд: петербургской «Frog Legs» и московских «Каберне Денев» и «Пакава Ить». Выступает с карнавальным оркестром «La Comparsa Primera», группой «Los Barabanos». В последнее время является барабанщиком Петра Налича
Источник: last.fm