Исполнители /

Out of Focus

Группа из Германии. Стиль - progressive-rock/jazz-rock.

Многие немецкие группы рубежа 60-70-х годов исполняли музыку, в которой соединялись элементы самых разных стилей - от джаза, блюза и фолка до психоделии и хард-рока. Кто-то совмещал эти направления более удачно, кто-то менее. Но не было группы более оригинальной и самобытной чем легендарный квартет из Мюнхена Out of Focus. И не было группы, прогрессирующей такими же семимильными шагами, как Out of Focus. Наиболее точно о них сказал Rolf Semprebon: "Их первый альбом был превосходен. Но каждый последующий получался еще лучше".

Классический состав сложился в 1968 году, когда пять молодых музыкантов сошлись на почве общих интересов. С самого начала в их музыке совмещались разные стили, год от года менялись лишь их пропорции. Весь 1969 году прошел в гастролях по Германии, где наши герои выступали на одной сцене с такими группами, как Amon Dull II, Embryo, Nektar. В середине 1970-го после очередного удачного выступления группу заметил менеджер Ihre Kinder Jonas Porst, который был настолько впечатлен, что сразу же подписал с ними контракт на лейбле Kuckuck. Запись дебютной пластинки велась в Union Studio, в Мюнхене с октября по декабрь того же года. Сразу после окончания работы она появилась в продаже.

"Wake up" содержал шесть довольно длинных композиций, каждая из которых была построена на жестком гитарном джеме с довольно сильными и резкими партиями саксофона и флейты. Музы-канты удачно соединяли тяжелые "рифовые" эпизоды с изящными джазовыми импровизациями. Не последнее место на первом альбоме отводилось и блюз-року, на манер раннего Jethro Tull или Gravy Train. Необычный, по первому впечатлению отталкивающий голос Neumeller'а довершал картину под названием Out of Focus. Из песен дебютной пластинки особенно хочется выделить резкую композицию See how a white negro flies, психоделический эпик Hey John и разнообразную по атмосфере и накалу эмоций вещь Dark, darker, продолжительностью более 12 минут.

Менее чем полгода спустя в продаже появилась вторая работа группы - "Out of focus", записанная в июне, в Bavaria studio. На первый взгляд может показаться, что музыканты полностью повторили формулу своего дебюта - те же шесть композиций, все та же атмосфера меланхолии, злобы, едкого сарказма. Но на этот раз блюзовая составляющая была сведена к минимуму, а на ее место пришли мягкие акустические фолк-роковые фрагменты. Тому способствовал тот факт, что Neumeller больше брал в руки флейту нежели саксофон, причем играл на ней столь пронзительно и эмоционально, что джазовые экскурсы гитариста порой отходили на второй план. Пластинка была удачно скомпилирована - две мягкие лирические баллады It's your life, Blue Sunday morning удачно сосед-ствовали с ритмичным материалом (What can a poor boy do, Whispering). Завершала альбом двух частная 17-минутная вещь Fly bird fly/Television program, в которой нашлось место романтичным пассажам флейты Neumeller'а и мощным партиям "хаммонда" Hering'а. Вообще данная композиция - настоящий шедевр мирового прогрессивного рока, как, впрочем, и весь альбом.

Но и на этом амбиции музыкантов не были удовлетворены. Для своего следующего проекта им потребовалась помощь еще шести музыкантов - Peter Dechant, Ingo Schmidt-Neahaus, Jimmy Potivka, Herrmann Breuer, Michael Thatcher, Grand Roman Langhans. Вышедший в середине 1972 года двойной альбом "Four letters Monday afternoon" смело можно назвать одним из самых монументальных продуктов немецкой прогрессивной сцены 70-х годов.

Первая пластинка продолжила экскурсы на почве джаз-рока, фолка и психоделии. Но за счет более активной духовой секции, более плотных партий клавишных звук стал еще плотнее и изысканнее. Причем, музыканты легко могли, как играть все вместе одновременно, так и уходить в тень, давай возможность соло одному из них. 17-минутная вещь L.S.B. тому лучший пример. Вторая же пластинка состояла вообще из одной 50-минутной (!) композиции Huchen 55. Основная тема велась многоголосой флейтой Neumeller'а, потом шел плавный переход к общему безумству сразу всех 11 музыкантов, чтобы потом вновь вернуть слушателя в спокойное состояние. Эту вещь не возможно слушать частями, надо полностью отдать ей целый час, чтобы "распробовать столь специфический фрукт". Dag Erik Asbjornsen в своей книге "Cosmic dreams at play" проводит сравнение позднего творчества Out of Focus с музыкой таких английских групп, как Nucleus и Soft Machine, что все-таки несколько спорно. При всем при том что в основе саунда всех команд лежал прогрес-сивный джаз-рок, немецкий ансамбль обладал психоделической атмосферой, присущей каждой пластинке группы - и еще сырому "Wake up" и монументальному шедевру "Four letters Monday afternoon", что, безусловно, ставило их отдельно от британских коллег.

Проблемы с лейблом Kuckuck начались еще во время записи двойника, так как музыканты явно не хотели поддаваться давлению продюсеров записать хит сингл. В итоге все это закончилось в конце 1972 года, когда Kuckuck разорвал контракт с Out of Focus, таким образом, лишившись, пожалуй, своих самых оригинальных подопечных.

В начале 1973 года все группа вместе со своими женами уезжает из Мюнхена и перебирается в сельскую местность. К этому времени состав претерпевает серьезные изменения. Schmid-Nehaus становится полноценным членом ансамбля, забирая часть партий саксофона у Neumeller. Место второго гитариста занимает Wolfgang Gohringer. В тоже время Out of Focus лишается клавиш-ника.

Будучи все еще без контракта музыканты в марте 1974 года приступают к записи своего четвертого альбома "Not too late", который тогда так и не был издан. Материал этой пластинки был все также свеж и силен (как и любой иной альбом Out of Focus), но акценты окончательно смести-лись в сторону джаз-рока. Лишь короткая фолк-баллада The way I know her напоминала слушателям о временах второго альбома. Во главе импровизации теперь были саксофоны сразу двух участников и гитара Drechsler'а. В 90-х одновременно с "Not too late" были изданы записи, сделанные группой во время работы над третьей пластинкой в 1972 году ("Rat roads").

Начиная с 1975 года, состав Out of Focus стал очень нестабильным. К 1978-му, во время выступления на фестивале Unsont & Draussen, из оригинальных участников остался лишь Remigius Drechsler. Тогда музыка группы представляла собой уже чистый джаз. Годом позже, когда Drechsler присоединился к Embryo, группа распалась окончательно. Так закончилась история еще одной легенды немецкой прогрессивной сцены. Команды начинавшей с психоделического рока, пришедшей к концу своей карьеры к джазу, но все это проходило через уникальную атмосферу под названием Out of Focus.

Первоначальный состав:

Remingius Drechsler
Hennes Hering
Moran Neumuller
Klaus Spori
Stephen Wishen

Дискография

1970 Wake up (Kuckuck)
1971 Out of focus (Kuckuck)
1972 Four letters Monday afternoon (Kuckuck)
1972 Rat roads (Tripkick)
1974 Not too late (Tripkick)
Источник: last.fm