Похожие исполнители:
Исполнители /

Charles Mingus

Чарльз Мингус (Charles Mingus) - родился 22 апреля 1922 года в Ногалесе, штат Аризона, а умер 5 января 1979 года в Коэрновэка, Мексика. Рожденный в армейском лагере, Мингус вскоре переехал в Лос-Анджелес, где и прошло его детство. Первой музыкой, которую он услышал, были церковные песнопения - единственная музыка, которую его мачеха терпела дома. Но однажды, несмотря на угрозу наказания, он поставил на отцовский патефон Дюка Эллингтона "East St. Louis Toodle-Oo", это было его первое знакомство с джазом. В 6 лет он пробовал играть на тромбоне, затем на виолончели, в средней школе играл на контрабасе. Его ранние преподаватели были Рэд Кэллендер и экс- басист нью-йоркской филармонии Герман Рейншаген, а композицию он изучал с Ллойдом Рисом.
Чарльз Мингус признавал немногих парней равных ему по мастерству. Его манера игры на басу с мощным тоном и пульсирующим ритмом поднимает звучание инструмента над общим саундом оркестра. Люди, которые его знали, говорили, что он "всегда хранил свои уши и пальцы на пульсе времени". Произведения в его исполнении были пропитаны духом спонтанности и свирепой выразительной мощью джаза. Честолюбивый, часто приземленный в выражениях, одновременно радикальный и глубоко традиционный Чарльз Мингус сочинял и сам. Музыкальное творчество Мингуса - яркий синтез эмоций от всего того, что он испытал и прочувствовал - от евангелия и новоорлеанского блюза, бопа, латинской музыки, современной классической музыки и авангардистского джаза. Если его ранние работы были написаны в классическом ключе, то к середине 1950-ых годах, он разработал новый нетрадиционный стиль. Чарльз Мингус рассаживал своих музыкантов по разным комнатам, где они и репетировали в гордом одиночестве, импровизируя и привнося в произведения собственную индивидуальность.
Он был также отличный пианист, и с успехом играл солирующие пиано-партии в оркестре (1961-1962), правда, тогда ему приходилось нанимать сессионного басиста, что б он заменял его на таких концертах.
У нетерпеливого и жесткого Мингуса было много врагов по ту и по другую сторону сцены. Он увольнял музыкантов без особых на то причин. Обладая большой физической силой и внушающими габаритами Чарльз часто использовал эти свои качества для запугивания, направляя свой гнев против невнимательных зевающих слушателей или нечаянно попавших на его концерт чванливых зазнаек. На одном из концертов в Филадельфии, посвященном памяти его погибшего коллеги - он вышел из себя и с такой силой хлопнул крышкой фортепьяно, что чуть не размозжил пальцы рук пианиста, а затем нокаутировал тромбониста Джимми Неппера ударом в челюсть.
Чарльз Мингус всю жизнь страдал от расовых предубеждений и в связи с этим невозможностью реализовать себя в музыкальном бизнесе. Его эмоции нашли выход в музыке. Действительно, некоторые причудливые названия его произведений имели политический подтекст: "Fables of Faubus"("Басни Фойбаса" намек на губернатора Арканзаса, который требовал раздельного обучения для "белых" и "цветных.
Написанный Мингусом в 1940 году "Half-Mast Inhibition" поражает разнообразием приемов, слишком виртуозных для 19-летнего юноши. В 1941 году Charles Mingus как одаренный басист выступает с Кид Ори в группе "Barney Bigard's", а в 1942 году с Луи Армстронгом. Позже он под именем барона фон Мингуса работал оркестром Лайонела Хамптона (1947-48), параллельно сотрудничая еще с несколькими ведущими ансамблями. Он постепенно приобретал признание как талантливый басист. Его пригласили играть в "Red Norvo's" с Толом Фэрлоу (1950-1951). Вскоре он переезжает в Нью-Йорк, расстается с "Norvo's" и начинает работать с такими джаз-звездами как Billy Taylor, Stan Getz и Art Tatum, играл в Торонто с Charlie Parker, Dizzy Gillespie, Bud Powell и Max Roach.
Так же он ненадолго присоединился к своему идолу - Эллингтону. Правда Эллингтон его быстро уволил, но это вновь подчеркнуло индивидуальность Мингуса, потому что он оказался единственным человеком, который удостоился чести быть уволенным Эллингтоном лично.
Вместе со своей тогдашней женой Селией и Максом Роачем, Чарльз Мингус основал рекорд-лейбл "Debut" (1952), выпуская все от бибопа до экспериментальной музыки. К 1956 году, с выпуском "Pithecanthropus Erectus", Мингус наконец смог реализовать себя как композитор, создавая произведения удачно сочетающие в себе традиционный джаз и новаторские приемы, прокладывая себе путь во фри-джаз. В течение следующего десятилетия, он продолжал работу с несколькими лейблами, выпуская альбомы: "The Clown", "New Tijuana Moods", "Mingus Ah Um", "Blues and Roots", "Oh Yeah" и "The Black Saint and the Sinner Lady".
Чарльз Мингус почти полностью оставил музыку в 1966-м и вернулся на сцену в июне 1969 года. В начале 70-х удача вновь улыбнулась ему. Публикация автобиографии "Beneath the Underdog" в 1971 году, перепродажа "Debut" и промоушн колумбийского альбома "Let My Children Hear Musik" вернули ему утраченную уверенность в себе. Однако времени у него оставалось уже немного, так как врачи поставили ему диагноз - рассеянный склероз. Через год он был не способен играть на басу и передвигался в инвалидной коляске. 18 июня 1978 года. в Белом Доме состоялся концерт, на котором правительство официально признало заслуги Чарльза Мингуса в области джазовой музыки.
Его последней работой был проект с певицей Джонни Митчелл. Она была последней, кому довелось поработать с выдающимся джазовым композитором, памяти которого посвящён её альбом «Mingus» 1979 года.

Избранная дискография (только главные работы):
Pithecanthropus Erectus (1956, Atlantic)
The Clown (1957, Atlantic)
Tijuana Moods (1957)
New Tijuana Moods (1957)
Blues & Roots (1959, Atlantic)
Mingus Ah Um (1959, Columbia)
Mingus Dynasty (1959, Columbia)
Pre Bird (1960, Mercury)
Mingus at Antibes (1960, Atlantic)
Charles Mingus Presents Charles Mingus (1960, Candid)
Oh Yeah (1962, Atlantic)
The Black Saint and the Sinner Lady (1963, Impulse)
Mingus Plays Piano (1963, Impulse)
Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus (1963, Impulse)
Let My Children Hear Music (1972, Columbia)
Changes One (1974, Atlantic)
Changes Two (1974, Atlantic)
Cumbia & Jazz Fusion (1976, Atlantic)
Epitaph (1990, Columbia, posthumous)
Источник: last.fm